Малый ключ Соломона: различия между версиями
ru>Sabunero (оформление) |
м (1 версия импортирована) |
(нет различий)
|
Версия от 18:56, 24 ноября 2022
Малый ключ Соломона | |
---|---|
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Жанр | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Автор | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Язык оригинала | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Дата написания | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Дата первой публикации | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Издательство | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Цикл | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Предыдущее | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Следующее | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
DOI | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 25: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Текст произведения в Викитеке]] | |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 25: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Цитаты в Викицитатнике]] | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
«Малый ключ Соломона» или «Лемегетон» (от лат. Lemegeton Clavicula Salomonis) — один из наиболее известных гримуаров, содержащих сведения о христианской демонологии и гоетии. Книга была составлена анонимными авторами в середине 17 века, в основном из материалов на пару веков старше[1][2].
Наиболее ранние ссылки на исходные части гримуара можно найти у Корнелия Агриппы в работе «О неопределённости и суетности всех наук и искусств», изданной в 1531 году в Париже, в которой автор упоминает три части гримуара: «Арс Алмадель», «Арс Паулина», «Арс Нотория». Этот перечень позднее повторят ученик Агриппы, Иоганн Вейер («Об обманах демонов», 1563 г.), и Реджинальд Скот («Словарь колдовства», 1584 г.). На «Арс Алмадель» ссылался также Роберт Тернер, упоминая одноимённую рукопись из Флоренции, относящуюся к XV веку. В «Стеганографии» Иоанна Тритемия (написана в 1500 году, впервые опубликована в 1608 году), в длинном перечне книг по магии, упоминается книга «Алмадель».
Если не считать самостоятельных изданий отдельных трактатов «Малого ключа Соломона», то первое издание «Лемегетона» вышло в свет в 1898 году в работе Артура Уэйта «Книга Чёрной магии и Договоров», в которой автор привёл отдельные места из трактатов «Гоетия», «Арс Алмадель» и «Арс Паулина». Однако, по мнению исследователя магических текстов Джозефа Петерсона, это издание грешит большим числом грубых неточностей, и в 2001 году исследователь осуществил первое критическое издание полного текста «Малого ключа Соломона».
Важнейшие рукописи
- Harley MS 6483. Название в каталоге — Liber Malorum Spiritum. Датируется 1712—1713 годом, наиболее поздний манускрипт. Содержит дополнительный материал и извлечения из «Гептамерона» (1655) Петра де Абано. Изображения выполнены хорошо. Восходит к одному источнику вместе с Sloane MS 3648. Один из наименее надёжных манускриптов[3].
- Sloane MS 2731. Название в каталоге — Clavicula Solomonis. Датируется 18 января 1686 года. Скомпилирован из многих версий, в том числе Sloane MS 3648. Текст неполон, много ошибок по неаккуратности, произвольные перестановки текста, отсутствует книга «Арс Нотория»[3].
- Sloane MS 3825. Название в каталоге — Treatise on Magic. Включает в себя Janua Magica reserata и Clavicula Solomonis, The Little Key of Solomon. Аккуратно и разборчиво написан, один из надёжных и внутренне непротиворечивых манускриптов[3].
- Sloane MS 3648. Сборник XVII века, также содержит извлечения из работ Корнелия Агриппы и «Основные начала магии» Парацельса. Написан неаккуратно, изображения плохо исполнены. Использовался автором Sloane MS 2731[3].
Части «Малого ключа Соломона»
Гримуар состоит из пяти частей: «Гоетия», «Теургия Гоетия», «Арс Алмадель», «Арс Паулина» и «Арс Нотория».
«Гоетия»
«Гоетия» (от др.-греч. γοητεία, то есть колдовство, вредоносное волшебство) содержит описания 72 демонов: их внешний облик, который они принимают перед магом, то, чем демоны могут быть полезны чародею, какими демоническими силами командуют и какое занимают положение в иерархии духов. Также в этой части гримуара приводятся подробные инструкции по вызову перечисленных духов и способы подчинения демона в случае его неповиновения.
По своему содержанию «Гоетия» очень похожа на каталог демонов из приложения к книге «Об обманах демонов» Вейера — «Pseudomonarchia Daemonum». Сам автор в качестве источника называет некую рукопись, озаглавленную «Книгой о служебных обязанностях духов или Книгой высказываний Empto. Соломона о князьях и царях демонов» («Liber offlciorum spirituum, seu Liber dictus Empto. Salomonis, de principibus regibus damoniorum»). Однако порядок следования демонов в «Гоетии» отличается от порядка, в котором демоны были перечислены Вейером; также список «Гоетии» был расширен именами демонов Вассаго, Сиира, Данталиона и Андромалиуса. Ритуал вызова демонов в «Гоетии» значительно усложнился по сравнению с ритуалом, описанным в 1563 году, а сведения о демонах дополнились изображениями их сигил (печатей). Впервые полное издание «Гоетии» было осуществлено в 1904 году Алистером Кроули и Макгрегором Матерсом.
Название этой части «Малого ключа Соломона» впоследствии стало именем нарицательным, применяемым для обозначения всей средневековой магической традиции вызывания демонов и составления талисманов на основе их печатей и подписей.
- Король Баал
- Герцог Агарес
- Принц Вассаго
- Маркиз Самигина
- Губернатор Марбас
- Герцог Валефор
- Маркиз Аамон
- Герцог Барбатос
- Король Пеймон
- Губернатор Буер
- Герцог Гасион
- Принц Ситри
- Король Белет
- Маркиз Лерайе
- Герцог Элигос
- Герцог Зепар
- Граф и Губернатор Ботис
- Герцог Базин
- Герцог Саллос
- Король Пурсон
- Граф и Губернатор Маракс
- Принц и Граф Ипос
- Герцог Аим
- Маркиз Набериус
- Граф и Губернатор Гласеа-Лаболас
- Герцог Буне
- Маркиз и Граф Ронове
- Герцог Берит
- Герцог Астарот
- Маркиз Форнеус
- Губернатор Форас
- Король Асмодей
- Принц и Губернатор Гаап
- Граф Фурфур
- Маркиз Мархосиас
- Принц Столас
- Маркиз Фенекс
- Граф Халфас
- Губернатор Малфас
- Граф Раум
- Герцог Фокалор
- Герцог Вепар
- Маркиз Сабнок
- Маркиз Шакс
- Король и Граф Вине
- Граф Бифронс
- Герцог Увалл
- Губернатор Хаагенти
- Герцог Кроселл
- Король Фуркас
- Король Балам
- Герцог Аллосес
- Губернатор Камио
- Граф и Герцог Мурмур
- Принц Оробас
- Герцог Гремори
- Губернатор Осе
- Губернатор Ами
- Маркиз Ориакс
- Герцог Вапула
- Король и Губернатор Заган
- Губернатор Волак
- Маркиз Андрас
- Герцог Хаурес
- Маркиз Андреалфус
- Маркиз Кимейес
- Герцог Амдусиас
- Король Белиал
- Маркиз Декарабиа
- Принц Сиире
- Герцог Данталион
- Граф Андромалиус
«Теургия Гоетия»
«Теургия Гоетия» содержит описание иерархии сонма духов воздуха, призываемых из разных частей света. В отличие от демонов «Гоетии» духи этой части гримуара не имеют индивидуальных особенностей и имеют смешанную натуру (злую и добрую).
Обязанности духов одинаковы, ибо то, что может делать один дух, может делать и другой (другие). Они могут показывать и находить спрятанные вещи, сделанные в этом мире, могут найти и принести или сделать любую вещь, созданную или содержащуюся в каком-либо из четырёх элементальных миров: Огня, Воздуха, Земли или Воды, а также открыть секреты королей и другого человека или людей, как вы того пожелаете. Эти духи (духи воздуха) по своей натуре добрые и злые одновременно. Одна часть их — добрая, другая — злая. Ими управляют князья, каждый из которых живёт в одной из четырёх частей света.
— «Теургия Гоетия»
Некоторые материалы этой книги заимствованы из первой книги «Стеганографии» Иоанна Тритемия.
«Арс Паулина»
В «Истории магии и экспериментальной науки» Линн Торндайк предполагает, что название этой части «Малого ключа Соломона» происходит от имени апостола Павла и содержит сведения, полученные апостолом во время вознесения в Коринфе, когда Павлу было явлено третье небо. Как и «Теургия Гоетия», «Арс Паулина» также имеет некоторые совпадения со «Стеганографией» Иоанна Тритемия и содержит некоторые сведения из «Магического Архидокса» Парацельса. Роберт Тернер (английский исследователь магии XVII века) упоминает, что видел в Национальной Библиотеке Лондона рукопись «Арс Паулина», относящуюся к XVII столетию.
«Арс Паулина» состоит из двух частей. В первой части приводятся имена ангелов, управляющих дневными и ночными часами каждого дня, указывается, какие из духов находятся у них в подчинении, даются рекомендации по составлению печатей ангелов и приводятся рекомендации по вызову этих духов. Вторая часть посвящена ангелам знаков зодиака и зодиакальных градусов, которые именуются гениями человека, в ней также приводятся магические печати и инструкция по вызову гения, ангела-хранителя.
«Арс Алмадель»
По мнению Иоанна Вейера, название этого трактата «Малого ключа Соломона» восходит к имени некого арабского мага. В самом трактате Алмаделем именуется квадратная пластина из воска с нанесёнными на неё именами бога и магическими фигурами, которая служит для вызова описанных в трактате ангелов, обитающих в одном из четырёх зодиакальных миров.
«Арс Нотория»
«Арс Нотория» держится особняком от остальных четырёх книг «Малого ключа Соломона»: она включалась не во все издания гримуара и является наиболее древней частью «Лемегетона», поскольку известны многие её латинские рукописи, датированные XIII веком. Первое печатное издание этой части «Малого ключа Соломона» вышло в свет на латыни в 1620 году в Лионе, а в 1657 году Роберт Тернер издал английский перевод этого текста.
«Арс Нотория» содержит переполненные магическими именами древние воззвания к Богу, целью которых является получение различной поддержки и помощи: «О, Всевышний Бог, Отец наш, Ты безгранично правишь миром — подтверди и исполни мою просьбу, и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершенствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь».
См. также
- Царь Соломон
- Печать царя Соломона
- Ключ Соломона
- Демоны «Гоетии»
- Гадание царя Соломона
- Иерархия демонов Вейера
- Большой ключ Соломона
Примечания
- ↑ Lemegeton Clavicula Salomonis: The Lesser Key of Solomon, Detailing the Ceremonial Art of Commanding Spirits Both Good and Evil; ed. Joseph H. Peterson; Weiser Books Maine; 2001. pp. xi-xvii.
- ↑ The Goetia of Dr Rudd; Thomas Rudd, Eds. Stephen Skinner & David Rankine; 2007, Golden Hoard Press. p. 399.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Joseph H. Peterson. The Lesser Key of Solomon. — Weiser, 2001. — P. xii—xiii. — 304 p. — ISBN 157863220X.
Литература
- Joseph H. Peterson. The Lesser Key of Solomon. — Weiser, 2001. — 304 p. — ISBN 157863220X. — критическое издание «Малого ключа Соломона» в английском переводе. Сокращенная версия доступна на сайте Джозефа Петерсона — ссылка
Ссылки
- Lemegeton Clavicula Salomonis на Grimuar.com (недоступная ссылка с 09-05-2013 [4194 дня])
- Lesser Key of Solomon (англ.). — «Гоетия» в издании Алистера Кроули и Макгрегора Матерса, «Теургия Гоетия», «Арс Паулина», «Арс Алмадель» — в переводе Бенджамина Роу с манускрипта Sloane MS 2731. Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано 21 марта 2012 года.