Малый ключ Соломона: различия между версиями
Строка 24: | Строка 24: | ||
=== Этимология === | === Этимология === | ||
Латинский термин ''гоетия'' означает эвокацию [[Демон|демонов]] или злых духов.<ref>Asprem, Egil (2016). "Intermediary Beings". In Partridge, Christopher (ed.). ''The Occult World''. Routledge. p. 653. ISBN <bdi>9781138219250</bdi>.</ref><ref>Agrippa, Henry Cornelius (1651). [https://archive.lib.msu.edu/DMC/Arts%20&%20Humanities/threebooksoccult.pdf ''Three Books of Occult Philosophy'' (PDF)]. Translated by Freake, James. London. pp. 572–575.</ref> Слово ''goetia'' происходит от древнегреческого γοητεία (goēteía), что означает «чары», | Латинский термин ''гоетия'' означает эвокацию [[Демон|демонов]] или злых духов.<ref>Asprem, Egil (2016). "Intermediary Beings". In Partridge, Christopher (ed.). ''The Occult World''. Routledge. p. 653. ISBN <bdi>9781138219250</bdi>.</ref><ref>Agrippa, Henry Cornelius (1651). [https://archive.lib.msu.edu/DMC/Arts%20&%20Humanities/threebooksoccult.pdf ''Three Books of Occult Philosophy'' (PDF)]. Translated by Freake, James. London. pp. 572–575.</ref> Слово ''goetia'' происходит от [[Древнегреческий язык|древнегреческого]] слова γοητεία (goēteía), что означает «чары», «[[колдовство]]» или «фокусничество».<ref>[https://www.perseus.tufts.edu/hopper/morph?l=gohtei%2Fa&la=greek "LSJ"]. Perseus.tufts.edu. Retrieved 2013-10-18.</ref> | ||
Версия от 00:29, 27 декабря 2022
Малый ключ Соломона | |
---|---|
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Жанр | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Автор | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Язык оригинала | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Дата написания | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Дата первой публикации | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Издательство | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Цикл | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Предыдущее | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Следующее | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
DOI | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1107: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 25: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Текст произведения в Викитеке]] | |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 25: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Цитаты в Викицитатнике]] | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 288: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Малый Ключ Соломона, также – Лемегетон (сокр. от лат. Lemegeton Clavicula Salomonis[1]) – гримуар неизвестного авторства. Был составлен в середине XVII века, большей частью из материалов старше на несколько веков.[2][3] Труд состоит из пяти частей (книг): Арс Гоетия (Ars Goetia), Арс Теургия-Гоетия (Ars Theurgia-Goetia), Арс Паулина (Ars Paulina), Арс Алмадель (Ars Almadel), и Арс Нотория (Ars Notoria).[2]
Правильное название текста – «Lemegeton Clavicula Salomonis, или Маленький Ключ Соломона». Более распространенное название «Малый Ключ Соломона» - не встречается в рукописях. Артур Эдвард Уэйт в своей работе 1898 г. «Книга черной магии и договоров» (Book of Black Magic and of Pacts) использует термины «так называемый Большой Ключ» и «Малый Ключ» для различения Clavicula Salomonis и Lemegeton, поэтому возможно, что он был первым, кто их употребил.
Арс Гоетия
Этимология
Латинский термин гоетия означает эвокацию демонов или злых духов.[4][5] Слово goetia происходит от древнегреческого слова γοητεία (goēteía), что означает «чары», «колдовство» или «фокусничество».[6]
Части «Малого ключа Соломона»
Гримуар состоит из пяти частей: «Гоетия», «Теургия Гоетия», «Арс Алмадель», «Арс Паулина» и «Арс Нотория».
«Гоетия»
«Гоетия» (от др.-греч. γοητεία, то есть колдовство, вредоносное волшебство) содержит описания 72 демонов: их внешний облик, который они принимают перед магом, то, чем демоны могут быть полезны чародею, какими демоническими силами командуют и какое занимают положение в иерархии духов. Также в этой части гримуара приводятся подробные инструкции по вызову перечисленных духов и способы подчинения демона в случае его неповиновения.
По своему содержанию «Гоетия» очень похожа на каталог демонов из приложения к книге «Об обманах демонов» Вейера — «Pseudomonarchia Daemonum». Сам автор в качестве источника называет некую рукопись, озаглавленную «Книгой о служебных обязанностях духов или Книгой высказываний Empto. Соломона о князьях и царях демонов» («Liber offlciorum spirituum, seu Liber dictus Empto. Salomonis, de principibus regibus damoniorum»). Однако порядок следования демонов в «Гоетии» отличается от порядка, в котором демоны были перечислены Вейером; также список «Гоетии» был расширен именами демонов Вассаго, Сиира, Данталиона и Андромалиуса. Ритуал вызова демонов в «Гоетии» значительно усложнился по сравнению с ритуалом, описанным в 1563 году, а сведения о демонах дополнились изображениями их сигил (печатей). Впервые полное издание «Гоетии» было осуществлено в 1904 году Алистером Кроули и Макгрегором Матерсом.
Название этой части «Малого ключа Соломона» впоследствии стало именем нарицательным, применяемым для обозначения всей средневековой магической традиции вызывания демонов и составления талисманов на основе их печатей и подписей.
- Король Баал
- Герцог Агарес
- Принц Вассаго
- Маркиз Самигина
- Губернатор Марбас
- Герцог Валефор
- Маркиз Аамон
- Герцог Барбатос
- Король Пеймон
- Губернатор Буер
- Герцог Гасион
- Принц Ситри
- Король Белет
- Маркиз Лерайе
- Герцог Элигос
- Герцог Зепар
- Граф и Губернатор Ботис
- Герцог Базин
- Герцог Саллос
- Король Пурсон
- Граф и Губернатор Маракс
- Принц и Граф Ипос
- Герцог Аим
- Маркиз Набериус
- Граф и Губернатор Гласеа-Лаболас
- Герцог Буне
- Маркиз и Граф Ронове
- Герцог Берит
- Герцог Астарот
- Маркиз Форнеус
- Губернатор Форас
- Король Асмодей
- Принц и Губернатор Гаап
- Граф Фурфур
- Маркиз Мархосиас
- Принц Столас
- Маркиз Фенекс
- Граф Халфас
- Губернатор Малфас
- Граф Раум
- Герцог Фокалор
- Герцог Вепар
- Маркиз Сабнок
- Маркиз Шакс
- Король и Граф Вине
- Граф Бифронс
- Герцог Увалл
- Губернатор Хаагенти
- Герцог Кроселл
- Король Фуркас
- Король Балам
- Герцог Аллосес
- Губернатор Камио
- Граф и Герцог Мурмур
- Принц Оробас
- Герцог Гремори
- Губернатор Осе
- Губернатор Ами
- Маркиз Ориакс
- Герцог Вапула
- Король и Губернатор Заган
- Губернатор Волак
- Маркиз Андрас
- Герцог Хаурес
- Маркиз Андреалфус
- Маркиз Кимейес
- Герцог Амдусиас
- Король Белиал
- Маркиз Декарабиа
- Принц Сиире
- Герцог Данталион
- Граф Андромалиус
«Теургия Гоетия»
«Теургия Гоетия» содержит описание иерархии сонма духов воздуха, призываемых из разных частей света. В отличие от демонов «Гоетии» духи этой части гримуара не имеют индивидуальных особенностей и имеют смешанную натуру (злую и добрую).
Обязанности духов одинаковы, ибо то, что может делать один дух, может делать и другой (другие). Они могут показывать и находить спрятанные вещи, сделанные в этом мире, могут найти и принести или сделать любую вещь, созданную или содержащуюся в каком-либо из четырёх элементальных миров: Огня, Воздуха, Земли или Воды, а также открыть секреты королей и другого человека или людей, как вы того пожелаете. Эти духи (духи воздуха) по своей натуре добрые и злые одновременно. Одна часть их — добрая, другая — злая. Ими управляют князья, каждый из которых живёт в одной из четырёх частей света.
— «Теургия Гоетия»
Некоторые материалы этой книги заимствованы из первой книги «Стеганографии» Иоанна Тритемия.
«Арс Паулина»
В «Истории магии и экспериментальной науки» Линн Торндайк предполагает, что название этой части «Малого ключа Соломона» происходит от имени апостола Павла и содержит сведения, полученные апостолом во время вознесения в Коринфе, когда Павлу было явлено третье небо. Как и «Теургия Гоетия», «Арс Паулина» также имеет некоторые совпадения со «Стеганографией» Иоанна Тритемия и содержит некоторые сведения из «Магического Архидокса» Парацельса. Роберт Тернер (английский исследователь магии XVII века) упоминает, что видел в Национальной Библиотеке Лондона рукопись «Арс Паулина», относящуюся к XVII столетию.
«Арс Паулина» состоит из двух частей. В первой части приводятся имена ангелов, управляющих дневными и ночными часами каждого дня, указывается, какие из духов находятся у них в подчинении, даются рекомендации по составлению печатей ангелов и приводятся рекомендации по вызову этих духов. Вторая часть посвящена ангелам знаков зодиака и зодиакальных градусов, которые именуются гениями человека, в ней также приводятся магические печати и инструкция по вызову гения, ангела-хранителя.
«Арс Алмадель»
По мнению Иоанна Вейера, название этого трактата «Малого ключа Соломона» восходит к имени некого арабского мага. В самом трактате Алмаделем именуется квадратная пластина из воска с нанесёнными на неё именами бога и магическими фигурами, которая служит для вызова описанных в трактате ангелов, обитающих в одном из четырёх зодиакальных миров.
«Арс Нотория»
«Арс Нотория» держится особняком от остальных четырёх книг «Малого ключа Соломона»: она включалась не во все издания гримуара и является наиболее древней частью «Лемегетона», поскольку известны многие её латинские рукописи, датированные XIII веком. Первое печатное издание этой части «Малого ключа Соломона» вышло в свет на латыни в 1620 году в Лионе, а в 1657 году Роберт Тернер издал английский перевод этого текста.
«Арс Нотория» содержит переполненные магическими именами древние воззвания к Богу, целью которых является получение различной поддержки и помощи: «О, Всевышний Бог, Отец наш, Ты безгранично правишь миром — подтверди и исполни мою просьбу, и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершенствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь».
См. также
- Царь Соломон
- Печать царя Соломона
- Ключ Соломона
- Демоны «Гоетии»
- Гадание царя Соломона
- Иерархия демонов Вейера
- Большой ключ Соломона
Примечания
- ↑ Peterson, Joseph H., ed. (2001). The Lesser Key of Solomon: Lemegeton Clavicula Salomonis. York Beach, Maine: Weiser Books. ISBN 9781578632206.
- ↑ 2,0 2,1 Lemegeton Clavicula Salomonis: The Lesser Key of Solomon, Detailing the Ceremonial Art of Commanding Spirits Both Good and Evil; ed. Joseph H. Peterson; Weiser Books Maine; 2001. pp. xi–xvii.
- ↑ The Goetia of Dr Rudd; Thomas Rudd, Eds. Stephen Skinner & David Rankine; 2007, Golden Hoard Press. p. 399.
- ↑ Asprem, Egil (2016). "Intermediary Beings". In Partridge, Christopher (ed.). The Occult World. Routledge. p. 653. ISBN 9781138219250.
- ↑ Agrippa, Henry Cornelius (1651). Three Books of Occult Philosophy (PDF). Translated by Freake, James. London. pp. 572–575.
- ↑ "LSJ". Perseus.tufts.edu. Retrieved 2013-10-18.
Литература
- Joseph H. Peterson. The Lesser Key of Solomon. — Weiser, 2001. — 304 p. — ISBN 157863220X. — критическое издание «Малого ключа Соломона» в английском переводе. Сокращенная версия доступна на сайте Джозефа Петерсона — ссылка
Ссылки
- Lemegeton Clavicula Salomonis на Grimuar.com (недоступная ссылка с 09-05-2013 [4194 дня])
- Lesser Key of Solomon (англ.). — «Гоетия» в издании Алистера Кроули и Макгрегора Матерса, «Теургия Гоетия», «Арс Паулина», «Арс Алмадель» — в переводе Бенджамина Роу с манускрипта Sloane MS 2731. Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано 21 марта 2012 года.